Итоги деятельности министерства за 2010г.

Итоги деятельности министерства за 2010г.

Итоги деятельности отрасли здравоохранения за 2010 год

В одном из выступлений Президент Дмитрий Медведев сказал: «Задача повышения качества жизни российских граждан – это первейшая задача государства, важнейший приоритет развития нашего общества».

Качество жизни в первую очередь определяется состоянием здоровья населения. Цель любой системы здравоохранения – улучшение показателей общественного здоровья.

За последние 5 лет финансирование здравоохранения из всех источников увеличилось почти в 3 раза. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2010 году, финансирование отрасли увеличилось с 9,7 млрд. руб. до 10,2 млрд. руб.)

В 2010 году в рамках проекта «Здоровье» поступило 1,6 млрд. рублей. Всего с 2005 года сумма федерального финансирования составила 6,6 млрд. руб. На областные целевые программы направлено более 2 млрд. руб.

Средняя заработная плата всех категорий работников возросла за этот же период в 3,3 раза и составила 11,2 тыс. рублей.

В результате проводимых мероприятий за последние 5 лет произошли положительные изменения в демографической ситуации.

Рождаемость увеличилась на 19%.

Общая смертность населения сократилась на 7,7%, в т.ч. среди трудоспособного населения - на 22,8%.

Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 7,8%, от новообразований – на 3,9%, от неестественных причин – на 23,4%.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 3,5 года и составила 69,6 года (в РФ – 68,7 года, в ПФО – 68,5 года).

Естественная убыль населения снизилась на 38,5%.

К сожалению, в 2010 году не удалось сохранить положительную динамику показателя смертности, который увеличился на 3,3% (15,5 на 1000 населения). Тенденция роста смертности отмечена и в России, и в Приволжском федеральном округе.

Выше среднеобластного показатель смертности зарегистрирован в 23 районах области и г.Саратове, в т.ч. в Хвалынском, Аркадакском, Балтайском районах.

В 21 районе области произошло снижение смертности, в т.ч.- Ал-Гайском, Дергачевском, Перелюбском, Энгельсском районах.

В структуре смертности на первом месте болезни системы кровообращения, включая ИБС и ЦВЗ.

Самые высокие показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний зафиксированы в Новобурасском, Петровском, Балтайском районах.

Наименьшие значения показателей отмечены в Александрово-Гайском, Перелюбском, Ровенском, Дергачевском, Марксовском, Самойловском районах.

Смертность населения от новообразований осталась на уровне 2009 года.

Наибольшие значения показателя смертности от новообразований отмечаются в Турковском, Вольском, Балашовском районах.

Смертность вследствие неестественных причин по области снизилась на 2,3%.

Существенный вклад в формирование регионального показателя смертности вносит г. Саратов, поскольку от общего числа умерших по области 66% составляют жители г. Саратова. Показатель смертности в г. Саратове увеличился на 6,8% и составил 15,6 на 1000 населения (в 2009 г. – 14,6‰).

Среди общего числа умерших по г. Саратову 23,4% приходится на лиц в трудоспособном возрасте (более 3 тыс. человек).

Отмечается значительный рост смертности от болезней системы кровообращения (на 23,8%). Число умерших в городе от данной патологии составило 7711 человек (34% от общего числа умерших по области).

В г. Саратове в 2010 году, несмотря на доступность и высокий уровень специализированной кардиологической помощи, отмечается увеличение количества инсультов на 6% и инфарктов – на 10,7%. Количество инсультов на 1000 населения больше, чем по области, на 32%, инфарктов - на 55%.

Отмечается также рост летальности больных с острым инфарктом миокарда на 29,6%.

В городе Саратове недостаточно эффективно организована профилактическая работа в первичном звене, что приводит к несвоевременной диагностике заболеваний и росту осложнений: показатель обращаемости на скорую помощь составил 366 на 1000 населения (при областном показателе 347,9 и РФ 330.)

При этом самое большое количество ЛПУ и врачей в расчете на душу населения именно в Саратове, но функция врачебной должности составляет 5832. С учетом профилактических посещений этот показатель ниже норматива. Саратов по-прежнему сориентирован на оказание стационарной помощи и переориентация на амбулаторное звено происходит крайне медленно. Так, в области объемы стационарной помощи снизились по сравнению с 2009 годом на 4%, увеличились объемы стационарозамещающей помощи на 2,9%, а в Саратове снижения объемов стационарной помощи не отмечается, а даже регистрируется некоторый рост.

Анализируя причины смертности, необходимо отметить, что по критериям ВОЗ население популяции считается «постарелым», если доля лиц старше трудоспособного возраста составляет более 14%. В области этот процент составляет 23,5. Т.е., каждый 4-й житель области – старше трудоспособного возраста. Это отражается на показателях смертности, особенно в сельских районах. Можно в числе причин назвать аномальную жару.

Но в большей степени на показатель влияет нерациональная организация первичной медико-санитарной помощи и отсутствие целенаправленной активной работы по профилактике в амбулаторном звене. В каждом районе проведен подробный анализ медико-демографической ситуации, составлены планы по снижению смертности, согласованные с Главами Администраций, установлены целевые показатели, организован мониторинг проведения мероприятий по данному направлению. В числе задач Программы модернизации – снижение смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, от основных причин.

Персональная ответственность за решение этих задач возлагается на руководителей учреждений здравоохранения.

Анализируя экономическую эффективность служб здравоохранения области, нужно отметить, что ориентация на стационарные формы делает систему здравоохранения дорогостоящей и недостаточно результативной.

По сравнению с прошлым годом в области уровень госпитализации несколько снизился и составил 25,4 на 100 тыс. жителей (в развитых странах этот показатель не превышает 13-17). По официальным данным, завышение уровня госпитализации в РФ составляет 30%. Саратовская область не является исключением, в каждом третьем случае завышаются показания к госпитализации.

В 2011 – 2012 годах планируется поэтапное приведение фактических объемов стационарной помощи к федеральным нормативам с учетом потребности населения и демографических особенностей.

Объемы круглосуточной помощи планируется уменьшить на 3% в 2011 и на 2% в 2012 году с увеличением стационарзамещающих технологий на 2,9% в 2011 году и на 2% в 2012 году.

Реализация эффективной кадровой политики всегда являлась и будет являться важным приоритетом в здравоохранении.

Обеспеченность врачами всех специальностей на 10 тыс. населения составляет 42,6 (по РФ – 44,1), а с учетом учреждений всех типов подчинения – 51,9.

Значительно ниже обеспеченность врачами в ЛПУ, расположенных в сельской местности, - 10-12 на 10 тыс. жителей (по РФ – 12,1).

За время реализации национального проекта обеспеченность врачами первичного звена увеличилась на 16,8%. Удалось снизить коэффициент совместительства врачей и медсестер.

При достаточной обеспеченности врачами в целом по области, с учетом ведомственных, федеральных и негосударственных учреждений, отмечается диспропорция кадров по специальностям, с недостаточными показателями обеспеченности в первичной медико-санитарной помощи.

При эффективной организации здравоохранения, в учреждениях первичного контакта и участковых службах в частности, должно работать не менее 45% от общей численности врачей, а фактически работает – 13%. Этого количества специалистов недостаточно для выполнения первичным звеном своих функций в полном объеме, включая профилактику.

Наибольшая потребность во врачах-терапевтах и педиатрах участковых, врачах общей практики и во врачах-анестезиологах-реаниматологах.

В то же время избыток врачей стоматологов, эндокринологов, гинекологов, урологов, особенно в Саратове. Последние годы проводились мероприятия по привлечению медицинских кадров, в т.ч. в сельскую местность.

В области реализуется целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». В 2010 году благоустроенное жилье получили 50 медицинских работников. В 13 районах имеются зарезервированные квартиры и дома для медработников.

Заключены 3-х сторонние соглашения в большинстве районов, (кроме Екатериновки, Духовницка, Балтайского района, Аркадака, Петровска, Балаково), благодаря чему трудоустроено в 2010 г. 443 молодых специалиста, что на 18,3% больше, чем в 2009 году; и 643 средних медработника (на 16,5% больше, чем в 2009 году).

В рамках Программы модернизации за счет привлечения дополнительных средств и повышения уровня заработной платы (от 10% до 20% в зависимости от категории специальностей) мы рассчитываем повысить в первую очередь укомплектованность первичного звена и сельских ЛПУ.

Традиционно большое внимание уделяется развитию службы родовспоможения и детства.

В рамках реализации областных целевых программ на укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства направлено 210 млн. руб. ( в 2010 году – 41,38 млн.руб., 2009 году - 36,68 млн. руб., 2008 г. – 132, 18 млн.руб.)

Одной из мер финансовой поддержки деятельности по сохранению здоровья матерей и детей является реализация Программы «Родовый сертификат». В 2010 году получено 270 млн. руб.

В соответствии с областной целевой программой проводились информационные и просветительские мероприятия по вопросам формирования здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья.

Сохраняется тенденция снижения количества абортов с 26,5 в 2009 году до 25 на 1000 женщин фертильного возраста в 2010. Однако до сих пор на 100 родов приходится 65 абортов (по РФ за 2009 год – 73). Поэтому профилактика абортов, как основного фактора повышения рождаемости, должна быть продолжена, и в этом ведущая роль принадлежит медицинским работникам.

Младенческая смертность – показатель, который является основным критерием общественного здоровья и работы службы здравоохранения.

Показатель младенческой смертности составил 5,9 на 1 000 родившихся живыми, на 13,2% ниже, чем в 2009 году. В рейтинге регионов Приволжского федерального округа Саратовская область занимает 2 место (2009 год – 8 место). (ПФО – 6,9 промилле).

В 2010 году продолжалась реализация Проекта «Здоровье».

Дополнительная иммунизация населения позволила снизить заболеваемость острым гепатитом В с 2006 года в 2 раза, предотвратить возникновение случаев кори и полиомиелита. Заболеваемость краснухой сократилась в 134 раза.

По охвату дополнительной диспансеризацией работающих граждан Саратовская область занимает первое место в РФ, по числу осмотренных в 2010 году - второе место в РФ (после Москвы), первое в ПФО.

На территории области функционируют 9 Центров здоровья для взрослых и 3 Центра здоровья для детей.

За 2010 год в центрах здоровья прошли комплексное обследование около 87 тысяч человек.

Выявлено 52 тысячи человек с факторами риска развития заболеваний.

Огромная роль профилактики доказана многими исследованиями в области медицины.

Так, например, по мнению экс-президента Европейского общества кардиологов Роберто Феррари, высокие технологии, в т.ч. операции на сердце, в США обеспечивают только 5% снижение смертности от ССЗ. Между тем, профилактика и коррекция факторов риска снижают сердечно-сосудистую смертность на 45 - 75%.

Стратегия дальнейшего развития большую роль отводит развитию системы интегрированной профилактики неинфекционных болезней и формированию сети специализированных учреждений по вопросам профилактики и формирования здорового образа жизни.

Во всех ЛПУ области функционирует система управления качеством медицинской помощи. В рамках переданных полномочий в 2010 году министерством проведено 208 проверок по соответствию качества оказываемой медицинской помощи утвержденным стандартам медицинской помощи.

Выявлено 482 нарушения, выдано 143 предписания, это в 2,4 раза больше, чем в 2009 году. По результатам 4 проверок материалы направлены в прокуратуру. Большую часть нарушений (38%) составляет несоблюдение стандартов оказания медицинской помощи населению области. Общее количество устраненных нарушений составило 92,6%.

Недостаточно внимания со стороны руководителей ЛПУ отводится ведомственному контролю качества.

Одним из путей решения задачи по повышению качества и доступности медицинской помощи является внедрение на территории области стандартов и Порядков оказания медицинской помощи.

На каждом этапе - от первого контакта с пациентом до проведения высокотехнологичной операции – действия медицинских работников должны быть четко регламентированы и неукоснительно соответствовать заданным стандартам и Порядкам.

В прошлом году продолжилось укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.

На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения было направлено 815 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета – 315 млн. руб.

Проведена реконструкция детской городской больницы №1 г. Балаково, продолжалось строительство Областного перинатального центра в г. Саратове, Неонатального центра на территории областной детской клинической больницы. Продолжается строительство Воскресенской ЦРБ, реконструкция родильных домов гг. Балаково и Балашова.

На территории области активно внедряются современные управленческие технологии. В 2008 году внедрены стимулирующие формы оплаты труда.

В рамках пилотного проекта осуществлен перевод на одноканальное финансирование 10 учреждений здравоохранения.

Пилотный проект по переходу на автономные учреждения был апробирован на Областном базовом медицинском колледже. Оплата труда более чем на четверть выше, чем в других учреждениях.

В этом году 14 учреждений перейдут в автономные.

С 2012 года в статусе бюджетных учреждений с расширенным объемом прав будут работать все остальные учреждения.

Как Вы знаете, в связи с принятием Закона «Об обязательном медицинском страховании» и другими нормативными актами, организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий возлагается на государственный орган исполнительной власти.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1663-П о структурных преобразованиях в здравоохранении в рамках внедрения частно-государственного партнерства в марте 2010г. введен в эксплуатацию диализный центр для оказания помощи больным с хронической почечной недостаточностью. В настоящее время потребность в этом виде помощи удовлетворена полностью. Услуга оказывается на высоком качественном уровне. Полностью отсутствуют жалобы.

Продолжается развитие высокотехнологичной медицинской помощи. В области самая высокая обеспеченность и удовлетворенность населения данным видом помощи. ( 94,1%, 2009 год – 92,2%, в среднем по РФ – 60%).

Высокотехнологичная помощь оказывается в трех региональных больницах (ОКБ, ОДКБ, ОКХЦ) по 6 профилям. В рамках утвержденного государственного задания пролечено около тысячи пациентов, что позволило привлечь более 52 млн. рублей из федерального бюджета.

Дальнейшее совершенствование отрасли невозможно без качественного управленческого учета и информатизации отрасли.

В прошлом году завершено оснащение ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница» компьютерной техникой. Внедрена система персонифицированного учета оказания медицинской помощи, электронного оформления медицинской документации, организована автоматизированная запись на прием к врачу, в т. ч. через интернет.

Все лечебные учреждения области подключены к интернету, ведутся федеральные регистры, в системе ОМС налажены персонифицированный учет услуг, включая учет лекарственного обеспечения и питания. Работает Центр телемедицины в ОКБ.

В 2011-2012 гг. информатизация продолжится в рамках Программы модернизации, объем финансирования составит 408 млн. руб.

В рамках этих мероприятий в учреждениях будут проведены следующие работы:

оснащение компьютерной техникой и программным обеспечением;

организация локальных сетей и единого информационного пространства;

проведение работы по организации записи к врачу в электронном виде;

создание и обеспечение работы каналов связи между участниками системы;

создание автоматизированных рабочих мест специалистов.

Как Вы знаете, 2011-2012 гг. – это годы реализации Программы модернизации, финансовое обеспечение которой составит 13,4 млрд. рублей, из них 6,049 млрд. рублей (47%) будет выделено из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Почти 73% федеральных средств будет направлено в муниципальные учреждения, 27% - в областные.

Первоочередными направлениями модернизации выбраны - совершенствование службы родовспоможения и детства, повышение качества и доступности медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, совершенствование помощи пациентам, пострадавшим в результате ДТП, а также совершенствование первичной медико-санитарной помощи, в т.ч. сельскому населению.

На укрепление материальной базы будет направлено 3,7 млрд. руб. Капитальный ремонт предусмотрен в 67 муниципальных и 7 областных учреждениях.

Планируется оснащение диагностическим оборудованием учреждений в соответствии с выбранными приоритетами на сумму 1,9 млрд. руб.

Уже сегодня нужно начинать подготовку помещений для размещения оборудования, и обучение специалистов для работы на новом оборудовании.

В первичном звене оказание специализированной медицинской помощи будет сосредоточено на уровне межрайцентров, которые также будут укомплектованы дорогостоящим оборудованием (195 единиц). За 2 года мы планируем увеличить фондооснащенность и фондовооруженность лечебных учреждений на 26%.

В соответствии с Посланием Президента на родовспоможение и детство будет выделено 27,2% от всей суммы финансирования Программы.


Назад в раздел