Саратовский областной кардиоцентр в зеркале модернизации

10.08.2011

Саратовский областной кардиоцентр в зеркале модернизации

Саратовский областной кардиоцентр в зеркале модернизации Сердечно-сосудистая патология является основной причиной смерти населения. По статистике каждый пятый житель региона страдает той или иной формой заболеваний кровеносной системы. В текущем году в стране реализуется крупномасштабная программа модернизации здравоохранения. Особая роль в ней отведена снижению смертности от сердечно-сосудистой патологии. О том, какие перспективы открывает программа модернизации перед пациентами ГУЗ «Областной кардиохирургический центр», нашим читателям рассказывает главный врач ОКХЦ Валерий АГАПОВ.

— Валерий Владимирович, что даст центру реализация программы модернизации отечественного здравоохранения?

— Программа модернизации, как известно, состоит из нескольких довольно четко обозначенных блоков. И медучреждения участвуют либо в каждом из них, либо частично. Наш центр, к примеру, поскольку открылся совсем недавно, не нуждается в таком виде помощи, как капитальный ремонт здания. А вот что касается приобретения оборудования, то здесь мы рассчитываем на полномерное участие в программе. Характер приобретаемого оборудования обусловлен теми направлениями нашего развития, которые мы для себя обозначили. Во-первых, это лечение пациентов со сложными нарушениями сердечного ритма ― мерцательной аритмией. Этим заболеванием страдает около трех процентов населения мира. Более того, аритмия на 20-30% увеличивает вероятность развития инсульта. Оборудование, которое запланировано по программе модернизации, позволит нам оказывать существенную помощь многим пациентам, страдающим подобным недугом. Следующее наше приоритетное направление ― оказание оперативной помощи детям в возрасте от рождения и старше. Сейчас мы оперируем детей весом от десяти килограммов. Это примерно соответствует году жизни. Приобретение дополнительного оборудования даст нам возможность работать с новорожденными. Третье направление ― дооснащение диагностических служб, что позволит нам действовать более энергично и эффективно: выполнять больший объем работы за то же время, минимизировать все периоды ожидания, которые пока еще, к сожалению, имеются. Основными ожидаемыми результатами программы модернизации здравоохранения являются, в конечном итоге, улучшение результатов лечения пациентов с социально значимыми заболеваниями, снижение смертности и улучшение демографических показателей. Следует отметить, что уже за 5 месяцев 2011 года в Саратовской области отмечено снижение общей смертности ― на 1,3%, смертности от болезней системы кровообращения ― на 16,3%.

— Оборудование начало поступать в центр?

— Да, первые единицы уже получены. По другим позициям сейчас проводятся конкурсные процедуры. Этот процесс очень сложный и ответственный. Понятно, что мы должны соблюсти все наши интересы, учесть потребности специалистов и не нарушить действующее законодательство, включая 94-й Федеральный закон. Основная часть будет получена до конца года. На конец года мы также запланировали и проведение первых оперативных вмешательств детям до года.

— Какая сумма выделяется на закупку оборудования для центра?

— Исходная сумма, запланированная на приобретение оборудования для центра в текущем году, ― порядка ста миллионов рублей. Это очень серьезные средства. Могу сказать, что задолго до конца конкурсных мероприятий можно предсказать экономию плановых цифр. Пока она составляет около 13 миллионов. Но думаю, что в конечном итоге цифра будет несколько больше. А все сэкономленные средства, согласно законодательству, будут использованы в том же направлении ― на закупку оборудования.

— Помимо оснащения новым оборудованием, в каких еще блоках программы участвует центр?

— Следующий блок подразумевает внедрение стандартов качества медицинской помощи. Суть этого процесса состоит в том, что на лечение конкретного заболевания, в нашем случае инфаркта миокарда, теперь начнут выделять дополнительные средства. За счет чего будут обеспечены стандарты качества лечения, лекарственного обеспечения пациента, его питания, а также оплата труда специалистов. В этом году, как и планировали, мы начали прием больных с острым инфарктом и в периоды обострения заболевания. Высокотехнологичные вмешательства при остром инфаркте миокарда в этом году пока выполнены примерно 15 пациентам.

— Это много или мало?

— С одной стороны, эта цифра может показаться небольшой, но необходимо принимать во внимание, что за ней стоит немало моментов, оказывающих влияние как на саму возможность осуществления тех или иных вмешательств, так и на их исход. Существует, к примеру, так называемое правило «золотого часа», подразумевающее, что больной должен быть доставлен в лечебное учреждение в кратчайшее время. Но в большинстве случаев это, увы, не реально. Причем по причинам, не зависящим ни от медиков, ни даже от дорожной ситуации. Согласитесь, что порой сами люди обращаются за квалифицированной помощью с большим опозданием. Тем не менее, у нас отрабатываются внутренние технологические процессы взаимодействия. В тесном контакте мы работаем со скорой помощью. И отработанные комплексные подходы взаимодействия позволяют в ряде случаев даже затянувшим с обращением за помощью больным восстановить проходимость сосудов и избежать гибели участка миокарда. В качестве примера комплексного подхода можно привести взаимодействие, когда на этапе скорой помощи больному с острым инфарктом проводится тромболизис, после чего пациента доставляют сюда. Ну а дальше в зависимости от необходимости и обстоятельств выполняется либо коронарография, либо хирургическое вмешательство на коронарных сосудах.

— Каковы перспективы центра по такому разделу программы как информатизация?

— Для начала я бы хотел выделить несколько моментов в этой части, которые у нас уже реализованы и активно используются. Во-первых, это возможность электронной записи. Записаться к нашим врачам можно через сеть Интернет или через инфомат (электронный киоск) в холле центра. Естественно, при этом сохраняется и возможность предварительной записи по телефону. Кроме того, у нас в реанимации установлен скайпфон, и мы имеем возможность организовать связь пациента с родственниками, пока он еще находится в реанимации. Это удобно, прежде всего, для больного, поскольку по понятным причинам правила запрещают пускать родственников в отделение реанимации. А в отделениях у нас имеются зоны wi-fi, что также позволяет пациентам, находящимся в стационаре, оставаться в зоне привычного информационного пространства и общаться с друзьями и родственниками. Психологически это идет только на пользу больному. Причем в дальнейшем мы планируем покрыть зоной wi-fi всю территорию центра. И не только для комфортности пациента в свободное и удобное для него время, но и для работы медперсонала. Простой пример ― обычный обход. Идет врач, за ним медсестра. Он осматривает больных, она записывает назначения. При этом врачу срочно понадобилось что-то уточнить в истории болезни пациента. Носить с собой истории всех больных, как вы понимаете, проблематично. А тут достаточно заглянуть в ноутбук ― и вся информация к услугам врача. Процесс, другими словами, становится более технологичным. Медсестра получит возможность вводить в электронную историю болезни и назначения врача. Кто-то может сказать, что это мелочи, но именно из таких мелочей и складывается понятие качества помощи. Сама же электронная история болезни у нас уже внедрена. Сейчас мы с нашими разработчиками стремимся ее только усовершенствовать, чтобы это был не просто текст, перенесенный на электронный носитель, а программа с функцией интеллектуальной поддержки.

— Звучит фантастично, а что это?

— Это вполне реально и осуществимо в ближайшее время. Например, есть у больного аллергия на какой-нибудь препарат. Достаточно будет внести его в такую историю болезни, и назначить его уже никто не сможет ― программа не позволит это сделать. Это изначально отсекает возможные врачебные ошибки.

Электронная история болезни позволяет также усовершенствовать взаимодействие между врачами. К примеру, в ходе процессов диагностирования и лечения в нашем центре больной проходит через разных врачей, и везде в историю болезни делаются записи. При этом больному приходится ждать, пока эти записи будут внесены, в противном случае на следующем этапе диагностирования его просто не примут. При внедрении электронной версии ничего ждать не надо. Все в сети. Помимо прочих преимуществ это позволяет экономить и материальные ресурсы. Еще одно новшество, связанное с информатизацией, которое мы планируем провести, ― автоматизация процесса наблюдения. Сейчас мы налаживаем контакты с представителями медицинского факультета МГУ, с помощью которых планируем внедрить систему дистанционной передачи данных. Эта система позволяет при использовании специальных датчиков передавать по телефону данные ЭКГ и УЗИ. При взаимодействии со скорой помощью это серьезно повысит эффективность нашей совместной работы. Система также дает возможность передавать данные и получать консультации, сделав на дому некоторые анализы (например, уровня глюкозы в крови). Это облегчит жизнь пациентам, которые уже оперировались у нас, поскольку им не придется ездить по малейшему поводу к нам, они смогут спокойно наблюдаться на месте. О том, что дистанционное наблюдение помогает и в решении проблемы очередей, говорить, я думаю, излишне. Направление это очень перспективное и в состоянии сделать совершенно иным качество диспансерного наблюдения, о котором сейчас так много говорят. Ведь именно на этом этапе, на моменте профилактики, наиболее достижимы социально-демографические показатели.

«МК-Саратов» (№ 33 (728) от 10 августа №2011 года)

Возврат к списку

Поиск по сайту

   
photo_2023-06-22_11-10-55.jpg
Достижения Саратовской области Проголосуй за благоустройство города             onco-life_logo_short_blue.png ОЦЕНКА КАЧЕСТВА.jpg     земский.jpg   МСЭ.JPG    волонтерство.JPG    nok.gif   привит1.jpg    Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)    banner-2.png   сарппрофздрав.JPG    ллл.png    gspi.png     listendoctor_banner_224x105-02.jpg     112.JPG   WhatsApp Image 2022-04-20 at 14.18.59.jpeg     protokol.JPG            независмо.jpg     image13.jpg        dostupnaja_sreda.gif     Logo_MinZdrav_end-01.jpg    sargov.jpg    pfo.jpg    fslubzhv.jpg   fsnadzor.jpg       tazdorovo.png    Профилактика ВИЧ/СПИДа в России    images.jpg     Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации     Новая поликлиника (jpg).jpg   
   
   
10.png   
08.png